21.01.2013 07:34

Практика ценообразования в интернете: Америка и Россия


Практика ценообразования в интернете: Америка и РоссияСтоимость покупки одних и тех же товаров в Интернет-магазинах Америки может быть различной – на нее влияют персональные данные покупателя.

Определив по IP-адресу местонахождение клиента и получив доступ к его данным, в частности, к истории браузера, каждый магазин выясняеет, насколько дорого он может свои товары реализовать. Разница в цене составляет подчас не один десяток процентов. Подобные методы еще не используются российскими ритейлерами.

Для Интернет-пространства характерна все большая персонализированность. Многочисленные сайты с целью адаптации представленного контента собирают информацию о личных данных пользователя, а Интернет-рекламодатели отдают предпочтение контекстной рекламе, базирующейся на истории запросов поиска, вместо размещения традиционных баннеров. Подобные технологии постепенно осваивают и онлайн-ритейлеры, адаптирующие не только ассортимент, но и цены представленных товаров. Эти уловки используют такие крупные торговые сети, как Home Depot, Staples, Rosetta Stone и Discover Financial Services.

Корреспонденты WSJ, проанализировав десятки присутствующих в Интернете крупных сетей, выяснили, что ценообразование товаров подвержено влиянию любой информации о покупателе. Один из основополагающих факторов изменения стоимости – месторасположение компьютера, которое можно вычислить по IP-адресу. При этом учитывается не столько средний для этого района уровень достатка, сколько удаленность покупателя от ближайшего магазина данной сети или конкурента. Иногда разница в стоимости товара наблюдается и внутри одного города – при смене района. Например, на сайте Staples.com для ньюйоркцев из Манхэттена или Бронкса выставлен ценник выше, чем для живущих в Квинсе или Бруклине.

В подобной практике ценообразования в Америке нет ничего странного, она проводится легально, если на различия не влияют раса, пол, возраст или вероисповедание. Представители ряда компаний признаются в дублировании ситуаций с обычными продажами, при которых цена одного продукта в магазинах одной сети различна. Такое объяснение вовсе не радует американцев: по результатам опроса Annenberg Public Policy Center против дифференциации высказалось 76% покупателей.

Подобные уловки российскими ритейлерами пока не применяются. Как считает Андрей Казаков, управляющий партнер фонда Foresight Ventures, крупными игроками e-commerce-рынка в России цены не дифференцированы в зависимости от географии. Эксперт считает, что цены сфокусированы в крупных городах, подобных Москве и Санкт-Петербургу, где их целевая аудитория имеет примерно одинаковую платежеспособность.

По мнению Оскара Хартмы, основателя компании KupiVIP, разница в следующем. Интернет-магазины США вынуждены дифференцировать цены по причине применения местных налогов за доставку, введенной в результате изменения законодательства. В российских же регионах налоговая база одинаковая, поэтому одинаковы для всей страны и цены. Исключения составляют Москва и Санкт-Петербург, где цены на разные виды товаров зависят от спроса в конкретном районе.

Теги:



Смотри также: