23.12.2012 07:31

К чему приведут наших детей социальные сети?


К чему приведут наших детей социальные сети?В течение всей своей жизни баронесса Сьюзан Гринфилд, писательница, ученый и профессор из Британии занимается изучением физиологических процессов работы мозга и влиянием на человеческое сознание современных технологий. Побывав в Москве, профессор дала интервью, рассказав о том, почему люди так любят рассказывать о себе, чем поколение Фейсбука отличается от поколения книг, и можно ли заменить чем-то другим навык строить логические цепочки и анализировать информацию.

Мозг

- Если, пока ваш ребенок ходил в школу, вы поменяли его золотую рыбку, он этого не заметит. Но если поменяли кошку или собаку – заметит наверняка, а если это брат или сестра, то тем более. У золотой рыбки личности нет, но чем более развито существо, тем большей уникальностью оно отличается. У кого-то могут быть легкие, печень и сердце, очень похожие на ваши, но мозга, повторяющего ваш, нет ни у кого. Мозг растет в первые два года жизни, связи между клетками тоже растут и формируются в дальнейшем всю жизнь, формируя то, что мы называем сознанием. Поэтому среда настолько важна: именно от нее зависит то, что в этом сознании будет отпечатываться.

Сеть компьютерных экранов тоже имеет большое воздействие. Неврологией давно уже признано, что компьютерные технологии изменяют наше сознание, начиная новый виток процесса эволюции. Нам сейчас необходимо работать над выявлением достоинств и недостатков этого процесса, и негативных влияний, увы, немало. Был проведен такой эксперимент: замерялась активность мозга у трех девушек в то время, как одна смотрела на рояль, вторая играла гаммы, а третья – только представляла себе, что она играет. И оказалось, что вторая и третья девушки оказались близки по мозговой активности: даже если вы воображаете себе действие, оно на физической работе мозга отражается и может повлиять на его структуру.

Эмпатия

- Одна из опасностей, которые несет с собой компьютерная среда для человеческого сознания – это снижение эмпатии, способности к сопереживанию. В исследованиях Мичиганского университета приняли участие четырнадцать тысяч студентов, и оказалось, что умение сопереживать у них существенно ослаблено. Если ребенок получил воспитание на социальных сетях, навыки межличностного общения он теряет: не умеет краснеть, заботиться о ком-то, проявлять эмоциональную спонтанную реакцию, и основное – строить реальный диалог, получая от собеседника мгновенный ответ. Наш мозг до 70% впечатления о человеке составляет на основе невербальной информации, а ее, общаясь электронными сообщениями, получить невозможно. Мы замыкаем сами себя в двухмерном пространстве и постепенно становимся аутистами.

Рассеянность

- В Англии есть такой препарат, «Риталин», который вполне разрешен и помогает от расстройства внимания. Его потребление за десять лет возросло втрое, и прописывают его преимущественно детям и молодым людям. Об этом еще ведутся споры, но можно считать, что использование компьютеров со снижением внимания явно связано. Если ребенок 4 часа в день играет за компьютером, это приводит к синдрому дефицита внимания и к гиперактивности: в школе все это мешает учиться.

Ненормальное поведение

- Если 10 лет назад человек мог написать в Livejournal, что у него есть кот, 5 лет назад он уже выкладывал фото этого кота и его видео, а сейчас он каждый час пишет в твиттер про то, как этот кот чихнул. Очень многие начинают писать друг другу о том, что никому абсолютно не нужно – просто потому, что есть такая возможность – написать. Все равно, как малыш, надевая носок, зовет маму: «Посмотри, я надел!». Ему надо, чтобы на него обратили внимание, он свое существование таким образом подтверждает. Но для взрослого человека, социально адаптированного, это поведение – ненормальное.

Безрассудство

- Есть и еще одна опасность в виртуальном мире: большая часть виртуальных действий не приводит к необратимым последствиям. Страницу в социальной сети можно отредактировать, комментарии – удалить, добавить или переписать. В компьютерной игре можно погибнуть и, восстановив свой персонаж, продолжить игру. В реальной жизни все не так, но если мозг человека развивается в такой среде, где действия не имеют никаких последствий, в результате получается личность, не умеющая адекватно оценить степень риска. Это определяется воздействием на префронтальную область коры мозга, отвечающую за логические связи. Она слабо развита у детей и у шизофреников: они с трудом концентрируют внимание, легко отзываются на внешние раздражители, и мысленный процесс у них противоположен большинству взрослых – направлен от когнитивного к чувственному.

Есть известный среди западных ученых пример Финниаса Гейджа, рабочего, травмированного с повреждением префронтальной коры мозга. Он выжил, вылечился и вышел на работу, но уже через несколько дней все заметили, как он изменился. Он начал давать невыполнимые обещания, заключать опасные пари и стал сверхъестественно безрассуден. Физически он мог вести нормальную жизнь, но быстро спился, и с работы его уволили.

Умение мыслить структурно

- С точки зрения человека компьютерной культуры, книга имеет такие недостатки, как линеарность и статичность. Но именно эти качества позволяют книге проводить идею последовательности. Это всегда – какой-то ряд: предложений, абзацев, глав с началом и продолжением, с поступательным развитием сюжета или идеи, с концом. Жизнь любого человека – это тоже последовательность – хронологическая. Она сильно отличается от того, что мы помещаем на своей странице в социальной сети. То, что беспокоит в информационном потоке сильнее всего – это возможность потерять умение мыслить структурно.

Пусть вы знаете очень много вещей, но, пока вы не проделали определенную мыслительную работу, не связали их вместе, это просто разрозненный набор фактов. Навык обработки информации и создания из нее контекста теряется. Для меня дико звучит, когда говорят, что можно научить поиску в Гугле трехлетнего ребенка. Его ведь надо вначале научить задавать вопросы и формулировать их.

Что будет в будущем?

- Нельзя говорить, что книги – это хорошо, а экраны – плохо. Мир неуклонно изменяется, и надо искать пути адаптации, не поступаясь ценностями, получать из экранных технологий максимальную выгоду. Можно, например, менять программное обеспечение – новый софт должен учитывать все опасности, о которых говорилось выше, развивать тот вид «длинного» внимания, традиционно развиваемый в человеке книгами.

В 60-х годах была такая концепция – ноосфера: мир будущего, как единый кибернетический организм, и идеи не относятся к отдельной личности, а распространяются и впитываются всеми мгновенно. Предсказать мы не можем ничего, но решать должны сейчас, как станет развиваться наш мир. Может быть, найдется компромисс, объединяющий работу за компьютером с живым общением. Система тьюторов, развиваемая в Оскфорде, как раз на живых контактах и построена.

Исследования

- В тех процессах, которые я исследую, многого боюсь – и восхищаюсь одновременно. Для исследователя эта смесь – норма: видеть, как мир меняется в твоих руках. Мне говорят, что то, что изучаю я, вообще изучать рано, но быстрая реакция важна и в науке: если материал не начать подбирать уже в наше время, в дальнейшем проблемы могут стать более серьезными.

О мозге мы знаем очень мало, и слишком сложно дать точное описание его реакции на основные раздражители, но это не повод отказываться от актуальных исследований в узких областях.




Смотри также: