Лингвистический анализ текста
Лингвистический анализ художественного или другого текста – это выявление всех особенностей данного текста. Ограничиться своим мнением по прочитанному тексту в этом случае мало. Нужно учесть форму текста, структуру, понять его смысл.
1. Определяем, к какому роду литературы относится текст. И не просто обозначаем, проза это, драма или поэзия, но и объясняем, почему так решили.
2. Выясняем, о чем говорится в произведении. Это тема. Затем переходим к конкретике – какую проблему ставит автор, что он этим хочет сказать? Так определяем идею – основную мысль. Автор свою позицию выражает открыто или завуалировано. Кстати, точка зрения рассказчика может не совпадать с авторской.
3. Определяем жанр.
4. Анализируем отрывок. Посчитайте, сколько в нем абзацев. Ровно столько же долно получиться микротем. Каждый абзац может заканчиваться или начинаться одинаковыми словами. Это, как и в стихотворении, эпифора или анафора, только синтаксическая.
Кстати, о стихотворениях. При работе с ними нужно учесть все строфы, определить стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий) и ритмику. Рифма может быть кольцевой, перекрестной, смежной. Размер определяется с помощью ударения. Но будьте готовы к тому, что на некоторых слогах его нет, но в поэтическом чтении оно явно предполагается. Стихотворение может представлять собой несколько четверостиший или, например, сонет. Затем определите общее настроение стихотворения – оно может звучать грустно или весело, легко, настраивать на философские размышления. Кстати, не забудьте отметить, относится оно к философской, пейзажной, любовной лирике. Может быть, это дружеское послание. Спокойная ли ритмика стихотворения или интенсивная. Затем несложно выявить настроение произведения.
Если вы делаете анализ пьесы, определите, драма это, трагедия или комедия. Сколько в пьесе героев, как соотносятся реплики и ремарки. Чего больше: монологов, диалогов или полилогов.
5. Средства художественной выразительности. Каким бы не было произведение, обращаем внимание на фонетику. Не только в стихотворениях, но и в прозе аллитерация (сочетание) гласных) и ассонанс (сочетание согласных) позволяют добиться определенного звукового эффекта.
Лексика и морфология. В повествовании много глаголов, в описании – прилагательных, в рассуждении есть немало вводных слов. Типы речи могут сочетаться, например, повествование с элементами описания. Дополнительные значения придают частицы, вводные конструкции. Среди слов могут быть разговорные, просторечные, диалектные. Могут встретиться слова профессионального или молодежного жаргона. Все это не случайно. Возможно, используются неологизмы, архаизмы или историзмы. А какие-то слова может придумать сам автор. Он не просто написал именно так, он тщательно продумал использование языковых средств. Почему? – на этот вопрос надо ответить.
Затем обращаемся к синтаксической стороне текста. Какие предложения по структуре, цели высказывания, интонации. Если предложения сложные – союзные они или нет. Есть ли перечисления, однородные члены. Возможны и намеренные пропуски слов. Посмотрите на знаки завершения – они расскажут о многом.
Обязательно проанализируйте художественное оформление. Это такие тропы, как метафоры и олицетворения, эпитеты и сравнения, метонимии, градация и многое другое.
Если позволяют творческие способности, можно доказать, почему уместен именно такой выбор языковых средств, а сделать это методом стилистического эксперимента. То есть заменить все использованные автором средства на простые нейтральные слова. Вывод будет очевиден.
Пример анализа текста
Как выполнить стилистический анализ текста
Лингвистический анализ текста
Смотри также: